Загородное шоссе вместо Панфиловского проспекта? Зачем и кому нужно расширять Панфиловский проспект

31 июля, 2003

Редакция получила письмо: «Статья «Зачем и кому нужно расширять Панфиловский проспект» была написана в середине апреля, после проведения экологической экспертизы проектных материалов, и направлена сначала в редакцию газеты «41», а чуть позже – в «Зеленоград сегодня». Мои неоднократные звонки в редакции этих газет с вопросом: «Берёте статью в публикацию или не берёте?» получением конкретного ответа не увенчались.

Продолжая считать содержание статьи для зеленоградцев актуальным, направляю её в редакцию «Зеленоград завтра» – надеюсь, эпиграф этой газеты поможет статье появиться в печати и вызвать отклики зеленоградцев.          С уважением   И.А.Корнеев»

Ввиду несомненной актуальности материала статьи для зеленоградцев редакция публикует её с некоторыми сокращениями, не затрагивающими сути поднятой проблемы.

Институт «Мосинжпроект» разработал и представил на экологическую экспертизу проект расширения Панфиловского проспекта и отрезков некоторых, прилегающих к нему автодорог (Центрального проспекта, Берёзовой аллеи, 1-го Западного проезда). Панфиловский проспект предполагается сделать шестиполосным, увеличив ширину проезжей части с 14 до 21 метра, устроить 6 подземных переходов для пешеходов, удлинить карманы для городского автотранспорта, сократить количество светофоров.

Расширение проспекта, рядом с которым проложено много коммуникаций, потребует перекладки газо- и водопровода, дождевой канализации, сетей уличного освещения, электрических кабелей, прокладок связей и радио. Предстоит вырубить 303 дерева и 743 кустарника. Длина расширяемой части проспекта – 3648 метров. По расчётам проектного института раньше, чем через 3 года, с такой работой не справиться. Строительные работы, ведущиеся три года практически в центре города, не могут не отразиться на жизни многих зеленоградцев, прежде всего, жителей 2-го, 9-го, 10-го, 11-го и 12-го микрорайонов.

В соответствии с российским и московским законодательством проект такого масштаба обязательно должен быть подвергнут общественной экологической экспертизе, одной из форм которой могут быть публикации в местной прессе, при условии, что пресса не должна быть «ангажирована» ни одной из заинтересованных сторон. Эта статья может рассматриваться как приглашение к дискуссии и, одновременно, как изложение аргументов экологов, противников расширения Панфиловского проспекта, к каковым автор статьи относит и себя.

Реализация такого проекта требует больших финансовых средств, для предоставления которых Правительству Москвы нужны веские основания. Выполнение Генплана города  1996 года? Но в приложении 9 к Постановлению Правительства Москвы о Генплане Зеленограда (№ 296-ППМ от 29.04.97) предусмотрена реконструкция Панфиловского проспекта наряду со многими другими объектами городского хозяйства. Понятно, что «реконструкция» не тождественна «расширению». Перегруженность проспекта автотранспортом? Согласно данным НИиПИ Генплана Москвы, Панфиловский проспект на значительном протяжении «в современном состоянии» автотранспортом перегружен. Это – серьёзное техническое основание для расширения автодороги, но при условии, что другие способы оптимизации дорожного движения отсутствуют или реализованы. При грамотной постановке вопроса  для решения проблемы увеличения пропускной способности проспекта или для снижения количества автомашин, двигающихся по нему, надо было рассмотреть различные варианты. Затем  выбрать из них вариант, оптимальный с разных точек зрения и, прежде всего, с экологической и с экономической.  После чего представить технико-экономическое обоснование окончательного варианта. Ничего такого сделано не было, а был сразу разработан рабочий проект.  Значит, дело не в перегруженности проспекта, а в чём-то другом.

На наш взгляд, истинная причина во что бы то ни стало расширить Панфиловский проспект, не слишком задумываясь о возможных последствиях, –  в желании московских властей в преддверии ряда важных событий (выборы мэра, 60-летие со дня Победы, 50-летие Зеленограда) успешно завершить «звучный» объект. Не какой-то там 1-ый Западный проезд, а проспект Панфилова! А это уже из области политики. В общем-то, в этом ничего плохого нет, если реализация проекта не влечёт за собой существенных отрицательных последствий.

Каковы эти последствия? В начале 90-х годов многие депутаты Зеленоградского городского Совета народных депутатов, опираясь на прогнозы специалистов-транспортников, возражали против строительства путепровода через железную дорогу в районе станции Крюково. Высказывались обоснованные опасения, что Панфиловский проспект с новым путепроводом уподобит Зеленоград Солнечногорску или Клину, городам, которые рассекает магистраль с транзитным движением автотранспорта. Так и вышло. Плохо при этом всем: и горожанам, под окнами которых день и ночь ревёт транспортный поток, и участникам движения, которые, стоя в пробках, глотают выхлопные газы автомашин. И вот планируется второе действие драмы, когда по расширенному Панфиловскому проспекту пойдёт больше транспорта, чем идёт сейчас.

По прогнозам НИиПИ Генплана транспорта пойдёт меньше. Но при каких условиях? Условий этих, оказывается, немало: 1) Строительство ещё двух (!) дополнительных путепроводов через железную дорогу к двум существующим; 2) Расширение Пятницкого шоссе; 3) Расширение 1-го Западного проезда для организации объезда грузового автотранспорта через Алабушево, по улицам посёлка; 4) Строительство нового проспекта от Ленинградского шоссе до путепровода в Алабушево (часть трассы должна пройти по лесам федерального лесного фонда); 5) Расширение Ленинградского шоссе на участке 37-41 км со строительством развязок; 6) Расширение Солнечной аллеи и Центрального проспекта… И это –  не полный перечень необходимых объектов  реконструкции или нового строительства,  необходимых для того, чтобы снизить интенсивность движения транспорта по Панфиловскому проспекту. Завершить этот грандиозный проект планируется к 2020 году, а возможно и ещё позже, потому что строительство объектов коммунального, в том числе и дорожного хозяйства, редко выполняются в намеченные сроки.

Поэтому с расширением Панфиловского проспекта машин по нему будет идти  всё больше и больше, пока не будут построены достаточно удобные объездные пути, которые планируются ввести только к 2020 году. А пока страдать будут жители многоэтажных корпусов 200 А-Г, 933-934, 1101, 1004, 1106, 1203, 1204 и новых, почти построенных или запроектированных рядом с проспектом, окна квартир которых выходят на проезжую часть. Места расположения этих корпусов – одни из самых дискомфортных в городе. Большинство из вышеперечисленных корпусов стоят практически вплотную к проспекту, не имея достаточных заградительных зелёных насаждений, в некоторой степени снижающих уровень загрязнения воздуха и транспортного шума. Убогий палисадник   перед двухсотыми корпусами вовсю осваивается автовладельцами – машины уже стоят под деревьями. Сейчас для всех перечисленных корпусов превышены гигиенические нормативы по уровню транспортного шума и по концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а с приближением проезжей части проспекта к домам произойдёт дополнительное ухудшение экологической обстановки. Так что наибольший вес в обсуждении поднятой проблемы имеют мнения жителей перечисленных выше жилых корпусов.

Однако есть и альтернативное решение этой проблемы:

построить пешеходные подземные переходы, чтобы машины меньше газовали у светофоров;

ввести хорошо продуманную, скоординированную работу оставляемых светофоров, чтобы при установленной скорости движения автомашина могла без помех, на «зелёной волне», пробежать мимо жилых корпусов, от первого разворотного кольца до путепровода;

ограничить движение транзитного грузового автотранспорта по Панфиловскому проспекту;

максимально озеленить пространства между проезжей частью проспекта и фасадами жилых домов, там же, где это сделать невозможно,  построить шумозащитные экраны;

проводить со стороны городских властей последовательную политику создания качественных объездных дорог, добиваясь первоочередного строительства периферийного путепровода над (или под) железной дорогой в Алабушево.

Глядишь, отменное здоровье зеленоградцев несколько улучшит московскую статистику заболеваемости и смертности. Пока Москва занимает непочётное 71-е место по этим показателям среди сотни мировых столиц.


Заслуженный эколог  РФ И.А. Корнеев

18 апреля 2003 г.


Скачать весь выпуск Зеленоград Завтра № 18

Поделиться ссылкой:
Имя : 
E-Mail : 
Комментарий: