Кремль тратит миллиарды на мониторинг оппозиционных комментариев в соцсетях и СМИ

15 января, 2021

Администрация президента и правительство заключили контракты на мониторинг соцсетей для сбора информации о партиях, несистемной оппозиции, критических высказываниях пользователей.

Управления информации и пресс-службы в администрации президента и правительстве значительно расширят мониторинг СМИ, мессенджеров и соцсетей.

В перечень услуг добавят анализ сообщений, касающихся «электоральных процессов», политических партий и несистемной оппозиции, а также реакции граждан на события в стране, сообщают «Открытые медиа».

Контракт на оказание мониторинговых услуг размещен на сайте госзакупок 1 января 2021 года от имени Минцифры. Закупка проводилась у единственного поставщика, компании ООО «М 13», владельца аналитической системы «Катюша».

Необходимость закупки объясняется возросшим влиянием соцсетей, мессенджеров и незарегистрированных как СМИ ресурсов, которые «используются для вбросов» и информации «дискредитирующего и деструктивного характера». Стоимость контракта составила 295 миллионов рублей, он будет действовать до конца 2021 года. Аналогичный контракт сроком действия на три месяца и стоимостью 193 миллиона рублей был заключен в октябре прошлого года.

Чиновники перешли на систему мониторинга публикаций в СМИ и социальных сетях «Катюшу» в 2016 году после того, как ФСБ не дала добро на продление контракта на оказание аналогичных услуг «Медиалогией», писали «Ведомости».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда говорил, что новой системой пользуются руководители АП, сотрудники аппарата правительства и «другие члены высшего руководства», и что ей «довольны».

Начиная с первого контракта в 2016 году, закупка проводится у единственного поставщика — владельца системы, компании ООО «М 13» — по распоряжению Владимира Путина о выборе единственного исполнителя, которое он подписал в мае 2016 года. В предыдущие годы «М 13» оказывала схожие услуги федеральной таможенной службе, Минобороны, Минюсту, Росгвардии, федеральной службе судебных приставов и Сбербанку.

 Всего, по данным СПАРК, с учётом последнего контракта, компания с 2016 года заработает на господрядах больше 1,26 миллиарда рублей.

Журналисты издания «Проект» называли владельца компании «М 13» Владислава Клюшина «держателем» и соавтором Telegram-канала «Незыгарь». Авторы «Проекта» со ссылкой на источники в администрации президента рассказали, что Клюшин управляет каналом в интересах «куратора СМИ» в АП Алексея Громова. Позже Клюшин через суд вынудил издание удалить некоторые фрагменты публикации.

Основная цель оказываемых услуг, по новому соглашению, включает в себя обеспечение клиентов не только контентом из СМИ и программой для сортировки и просмотра материалов, но и «достоверной статистической информацией о возникновении и динамике развития» инфоповодов, которые чаще всего обсуждают пользователи соцсетей и мессенджеров, а также их реакции на ключевые публикации.

В частности, для управления пресс-службы президента состав статистической информации должен «позволять проводить анализ» в таких направлениях, как «электоральные процессы в России», «политические партии и несистемная оппозиция», «борьба с коррупцией» и даже «реформа отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Для пользователей из АП (30 сотрудников управления пресс-службы) исполнитель должен настроить систему мониторинга на анализ освещения в СМИ мероприятий с участием президента, упоминаний об акциях протеста, массовых беспорядках, митингах, пикетах и забастовках, освещения тем, связанных с безработицей, публикаций с упоминанием президента в зарубежной прессе и отношения к России в мире, а также анализ освещения деятельности глав регионов и заксобраний и цитирования в прессе сотрудников АП.

Аналогичные настройки с поправкой на освещение деятельности премьер-министра должны работать и для сотрудников аппарата правительства. Сбор массива данных из социальных сетей, мессенджеров и СМИ должен позволять выделять наиболее резонансные темы — это будет определяться в том числе по количеству репостов в соцсетях «Вконтакте», Twitter, Instagram, Facebook и «Одноклассниках», Telegram-каналах и других площадках с числом пользователей больше 1 миллиона человек.

Мониторить будут не только сами сообщения, но и комментарии к ним, при этом для каждой выявленной темы должны анализироваться и постоянно обновляться число сообщений и «период обсуждаемости».

Система также должна составлять список «Топ-100» авторов в соцсетях по размеру аудитории, уровню вовлеченности и влияния на аудиторию с указанием имени, аватара, «тональности» сообщений, выявлять «всплески активности рейтинговых авторов».

В общей сложности система должна исследовать не менее 75 миллионов сообщений в месяц из не менее чем 12 тысяч аккаунтов и каналов в соцсетях, а мониторинг СМИ должен охватывать не менее 6 каналов ТВ, 2000 региональных и 300 зарубежных изданий, 50 радиостанций и 9194 интернет-СМИ.

В техническом задании к контракту также можно увидеть шаблон дайджеста СМИ, который представляют президенту. В качестве примера приводится дайджест от 1 декабря, в котором рассказывается в том числе о протестах в Хабаровском крае: «Автор приходит к выводу, что с точки зрения достижения конкретных целей протест не стал успешным кейсом: справедливого суда на С. Фургалом не будет, «нормального губернатора» в крае — тоже. Но, стратегически, есть один результат, которого протестующие, безусловно, добились: «Страна в очередной раз убедилась в том, что властям на мнение людей плевать».

Поделиться ссылкой: