Оптимизация образования … Игра стоит свеч?

21 августа, 2020

По официальным данным за годы оптимизации системы образования число сельских школ в России сократилось почти вдвое с 46 до 24 тысяч, а городских-на четверть с 23 до 18 тыс. Результатом проведенной оптимизации за последние 15 лет стало сокращение числа детских садов с 51 до 48 тыс., сообщает пресс-служба ведомства со ссылкой на аудитора Счетной палаты Светлану Орлову. России грозит дефицит мест в школах, численность школьников к 2024 году составит почти 20 миллионов.

У абсолютного числа российских жителей слово оптимизация вызывает стойкое отторжение. Оптимизация по-русски уже дала свои негативные плоды во всех сферах, где она применялась. А это – и реформа местного самоуправления, и оптимизация здравоохранения, и, конечно же, оптимизация образования.

Через несколько дней российские школы откроют двери своим ученикам. Каким будет этот год? Лозунг «Все лучшее детям», как-то не вяжется с реальными цифрами и статистикой. Так, по данным Росстата, в прошлом учебном году во вторую и третью смены занимались 1,2 млн. учащихся 1–4-х классов (17,4% от их общей численности), 782 тыс. учащихся 5–9-х классов (10,7%) и около 10 тыс. старшеклассников (0,7%). Борьба со второй сменой не принесла ощутимых результатов.

Почти 400 сельских школ не имеют интернета, а у тех, кто его имеет, скорость подключения остается крайне низкой. «Обеспечение скорости доступа в интернет для школ запланировано нацпрограммой «Цифровая экономика» только к концу 2024 года. При этом средства на создание сетей передачи данных внутри зданий не предусмотрены. То есть быстрый интернет есть, но воспользоваться им в школьном кабинете невозможно.

Московская область не одно десятилетие традиционно входит в число регионов с высоким качеством образования. Несмотря на близость Москвы и возможность работать в столичном регионе за гораздо более высокую зарплату, в школах, по-прежнему, трудятся преданные своему делу педагоги.

Но Подмосковье – это не только гимназии и лицеи Долгопрудного, Королева, Реутова и Химок. Это сотни обычных подмосковных школ, в том числе малокомплектных.

Не один год эти школы пытаются оптимизировать.

Тектонический сдвиг затевали в Москве. Нововведения принесли многочисленные возмущения родительской общественности и отставку Министра образования. Исследование Высшей школы экономики показало, что «подтягивание» плохих школ не удалось. По-прежнему ученики из слабых коллективов пополняют ряды ПТУшников. Сформировать некие общие стандарты, подтолкнуть детей к более высокой планке не получилось. Учеников с низким баллом на ЕГЭ действительно стало меньше. Но и какого-то серьезного роста баллов не произошло. Статистика, эта бесплотная и всесильная богиня чиновников, так и не показала желаемые цифры Подмосковье, как сиамский близнец, всюду следует за братом. Московская область стоически пытается эксперимент довести до «логического конца».

Май 2020 год. Письмо «Школа в Талалихино Чеховского городского округа находится в опасности» в социальных сетях опубликовал Александр Гаврилин. Родители, отчаявшись найти поддержку у официальных властей пытаются быть услышанными. «…Школа в которую нам предлагают перейти, удалена от села, детям придется ездить на автобусе, что не безопасно, а не учиться спокойно рядом с домом! Призывая закрыть среднее звено школы, чиновники ссылаются на интересы детей, но при этом ни детей и не родителей никто не спрашивал, а попросту поставили перед фактом! Конечно никто не думает о наших детях, реальная причина – экономическая. Оптимизация проводится в целях эффективности расходования средств, а не для повышения качества, доступности, не для повышения уровня развития, отдыха и оздоровления детей, т.е. не на благо подрастающего поколения»

В Серпуховском районе ранее оптимизацию уже провели в ряде школ. Бутурлинская школа, являвшаяся самостоятельным юридическим лицом, стала филиалом Данковской, а Лукьяновкая – филиалом Липицкой.

И вот в конце июля окружной Совет депутатов Серпуховского района принял вопрос о поглощении малых сельских школ более крупными, речь шла о присоединении Васильевской школы к серпуховской школе №18, Данковской – к Липицкой, Шарапово-Охотской- к Пролетарской. С чем это связано, какие плюсы и минусы это несет, родителям ни депутаты, ни официальная власть никак не объяснили. Все ответы крутятся вокруг необходимости сохранения объемов финансирования малокомплектных школ и получения возможности развивать материальную базу.

Форум в социальных сетях, как барометр, показывает градус народного настроения: «…А теперь школа и сад, это конвеер для показателей.., а не дом, где дети на самом деле проводят больше времени….а педагоги просто стали обслуживающим персоналом…» Благие намерения, экономия, оптимизация… При этом, некоторые из объединяемых школ не подходят под понятие «малокомплектные», то есть там учатся более 100 детей. Речь идет о слиянии небольших школ с более крупными. Похоже, что оптимизировать будут «по московским лекалам», а именно создавать комплексы, дабы с детскими садами в области такую оптимизацию уже проводили: одна заведующая на 2 садика.

И как всегда, все упирается в деньги. Финансовая необходимость. Но, как это сочетается со словами Президента о возрождении села? О необходимости делать все для людей и ради человека?

Список подмосковных школ для участия в оптимизации можно продолжать. Тревога родителей МБОУ Петровской СОШ, Наро-Фоминского района об объединении с соседней МАОУ Алабинской школой.

В Люберецком районе (только вдумайтесь!) в прошлом году остановили слияние коррекционной школы для детей с проблемами зрения с другими школами — для детей с ментальными особенностями и интернатом для детей-сирот.

Объединять сейчас стало модно. Объединяют больницы, библиотеки, детские сады, школы… Зачем? И кто в итоге выиграет от всего этого? Простые горожане? Власти? Руководство учреждений?

Пока совершенно очевидно, что эффективность носит лишь экономический характер, а о педагогической составляющей речи не идет вообще. Происходит разрушение образования. Пройдя пандемию, подмосковное образование вновь ввергается в водоворот непроверенных экспериментов и сомнительных шагов преобразования. Конечно, 100-бальники закроют все эти бреши, и на очередном совещании в Доме Правительства все будут рукоплескать речам о движении подмосковного образования вперед, о небывалых успехах несмотря на.. и вопреки всему.

Но, кто услышит те маленькие школы, чья жизнь разрушается, меняется привычный веками наработанный ритм жизни, неповторимая атмосфера маленьких школ. Кого волнует судьба педагогов?

Подмосковные школы издавна славились хорошим и качественным образованием. Институтам и центрам, расположенным в столице, очень нравится проводить эксперименты в ближайшем Подмосковье. И база есть, и ехать далеко не надо.

Сама идея укрупнения и то, как она воплощается-две непересекающиеся прямые. Как можно рассчитывать на психологический комфорт учащихся и педагогов в организации, где одних тысячи, других сотни? Повышать уровень образования следует, не сбивая всех в одно учреждение, а выделяя деньги на проведение дополнительных занятий, кружков, студий, чтобы их могли посещать все желающие, чтобы учителя за дополнительные занятия получали честно заработанные деньги.

«…В комплексе 2 школы и 5 садов… это еще не много…Хватит…Остановитесь…Дайте спокойно заниматься воспитанием детей… Но похоже нас не слышат…». Вот оно мнение участников образовательного процесса.

Нам всем нужны здоровые дети, уверенные в завтрашнем дне педагоги, уважающие законы родители. Давайте вместе думать, как добиться этого в жизни.

Поделиться ссылкой:
Имя : 
E-Mail : 
Комментарий: