Судьба трудового кодекса – это наша судьба

30 декабря, 2008

Кузнецов Е.Ю.Сегодня создание нового Трудового Кодекса РФ в условиях проводимых социально-экономических преобразований стало одним из жизненно важных вопросов России, имеющих принципиальное значение для каждого жителя нашей страны.
Еще в апреле 1991 г. Верховный Совет РФ признал целесообразным подготовку нового Трудового Кодекса. Однако, проблема оказалась настолько сложной и многогранной, что по истечении почти 10-ти лет ее так и не удалось решить. Только в 1999 г. в ГД РФ поступило три проекта Трудового Кодекса: правительственный, подготовленный Министерством труда и социального развития РФ, проект от фракции «Яблоко» /деп. А.Г.Голов/, проект от фракции КПРФ /деп. Т.К.Авалиани, О.Б.Шейна/, а в мае 2000 г. – проект профсоюзной группы «восьми» /деп. В.Т. Сайкин, А.К.Исаев/.
Наконец, 14 ноября 2000 г. состоялись парламентские слушания в ГД РФ по теме: «О проектах Трудового Кодекса РФ». По результатам слушания наибольшее одобрение получил проект депутатской «группы восьми».
На 21 декабря 2000 г. было запланировано пленарное заседание ГД РФ с целью рассмотрения всех 4-х законопроектов Трудового Кодекса и проведения рейтингового голосования.
* * *
Признав темой №1 Трудовой Кодекс, ФНПР в период с 14-ого по 20-е декабря 2000 г. организовала и провела неделю коллективных действий – массовых акций протеста против антинародного правительственного варианта Трудового Кодекса с требованиями к депутатам ГД РФ голосовать за депутатский «вариант восьми». Акции прошли в 63-х регионах России, в том числе и в г. Москва, и были поддержаны КПРФ, движением «Отечество-вся Россия», представителями законодательной и исполнительной власти.
* * *
Какие же концепции использованы при разработке правительственного варианта и «варианта восьми» Трудового Кодекса?
Правительственные проект не решает многих существенных проблем регулирования трудовых отношений, таких, как применение норм гражданского кодекса при рассмотрении трудовых споров, регулирования порядка участия работников в управлении организацией, ответственности работодателя за задержку заработной платы и гарантий по ее выплате в случае неплатежеспособности работодателя. Согласно проекта разрешается работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени «по инициативе работника», что сводит на нет гарантии, установленные при сверхурочной работе и ведет к возврату 12-ти часового рабочего дня и 56-ти часовой рабочей недели. Проект не содержит основных принципов социального страхования, содействия занятости и защиты от безработицы. Не устранены недостатки в действующем порядке разрешения коллективных трудовых споров, профсоюзы фактически полностью лишаются решающего голоса в вопросах принятия решений работодателем по установлению и изменению условий труда, увольнению работников, не учитываются большое количество международных стандартов трудовых прав.
* * *
В отличие от правительственного проекта «вариант восьми» (профсоюзный) Трудового Кодекса создан на основе действующего КЗОТа РФ и направлен, прежде всего, на сохранение и развитие того ценного опыта регулирования трудовых отношений, которые вобрал в себя действующий Кодекс, а также на решение таких острых проблем современности, как задолженность по заработной плате, массовые увольнения, охрана труда, социальное страхование, диктат работодателя на рынке труда в условиях роста безработицы. В проекте установлены государственные гарантии трудовых прав граждан и закреплен механизм защиты интересов как работника, так и работодателя. Нормы Кодекса приведены в соответствие с Конституцией РФ, конвенциями МОТ и иными международными договорами РФ, максимально использованы устоявшиеся понятия, принципы и структура действующего КЗОТа. Иными словами обеспечена преемственность проекта по отношению к действующему КЗОТу.
* * *
Проведем конкретное сопоставление ряда положений правительственного проекта и профсоюзного «проекта восьми».
Начнем с главного, с оснований увольнения работника по инициативе работодателя. Правительственный вариант предлагает убрать все согласования решений работодателя с выборными профсоюзными органами и значительно расширяет (c 12 по 17) перечень оснований для увольнения, введя такие «новшества», как увольнение в случаях «однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей», «разглашения коммерческой тайны», «за нарушение требований охраны труда», «за отказ от перевода на новое рабочее место», и при этом не предупредив работника за два месяца, как предусмотрено в действующем КЗОТе. Изменены и условия найма: работодателю разрешено заключать бесконечные срочные контракты, продлевая их каждые 2-3 месяца, так что работник будет находиться в постоянной тревоге потерять свою работу. Значительно ухудшаются условия труда: разрешается привлечение женщин, находящихся в положении или имеющих детей в возрасте до трех лет к работе в ночное время, к сверхурочным работам, направлять в командировки. Проект не устанавливает никакой ответственности работодателя не только за невыплату заработной платы, но и позволяет заменять ее продукцией предприятия. Целая глава нового Кодекса посвящена праву работодателя создавать «черные списки» работников, включая сведения об их частной жизни, политических взглядах и профсоюзной деятельности.
Особо следует остановиться на правах профсоюзов, как организации работников, призванной защищать социально-трудовые права и представлять интересы работников перед работодателем. В правительственном варианте проекта в отличии от «варианта восьми» о профсоюзах практически не упоминается. Предлагается убрать все согласования решений работодателя с выборным профсоюзным органом, заменив их «предварительными консультациями».
Сегодняшний КЗОТ и «вариант восьми» устанавливает согласование с выборным профсоюзным органом испытательного срока свыше 3-х месяцев, правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, применения сверхурочных работ, предоставления перерывов для отдыха и приема пищи, привлечения работников в выходные дни, графика отпусков, системы оплаты труда, порядка выплаты вознаграждения, принятия мер по обеспечению безопасных условий труда, инструкций по охране труда, составления акта о несчастном случае, перерывов для кормления ребенка, выдачи путевок на отдых и в санатории, приема на работу лиц моложе 16-ти лет, норм выработки для молодых работников, порядка высвобождения.
Все это дает полномочия профсоюзу контролировать соблюдение работодателем требований трудового законодательства, обеспечивает гарантии работникам для коллективной защиты от неправомерных действий работодателя.
В правительственном варианте Трудового Кодекса профсоюзы отстраняются от решения жизненно важных вопросов предприятия, что практически лишает работников защищать свои трудовые права через единственную организацию, которая может противостоять работодателю, заключать коллективный договор, как основное средство правового регулирования трудовых отношений в организации.
Таким образом, правительственный вариант Трудового Кодекса открывает дорогу для полного произвола работодателя, так как контролирующая роль профсоюза за соблюдением трудового законодательства и гарантии деятельности профсоюза сводятся к нулю, а без профсоюза работники остаются со своими трудовыми проблемами наедине с работодателем и нетрудно догадаться, кто в такой ситуации будет всегда одерживать верх.
* * *
21 декабря 2000 г. Правительство РФ внесло в ГД РФ предложение отложить рассмотрение вопроса о Трудовом Кодексе и создать согласительную комиссию по выработке компромиссного варианта Трудового Кодекса, запланировав рассмотрение его в марте 2000 г.
Мы добились промежуточной победы. Тем не менее, эта победа не дает нам права на успокоение.
В этот сложный для России момент профсоюзы совместно с заинтересованными партиями, движениями, общественными организациями готовы работать в согласительной комиссии по разработке компромиссного варианта Трудового Кодекса, продолжить разъяснительную работу среди населения по ситуации, сложившейся вокруг проектов Трудового кодекса, организовать и провести встречи с депутатами всех фракций и депутатских групп ГД РФ, с представителями законодательной и исполнительной власти регионов России, а также готовы к проведению массовых акций протеста.
Только все вместе мы одержим победу в развернувшейся битве за права трудового человека в России!

Зам. Председателя Окружного Совета МФП по Зеленоградскому Административному Округу
Е.Ю. Кузнецов

Скачать весь выпуск Зеленоград Завтра № 3(10Мб)

Поделиться ссылкой:
Имя : 
E-Mail : 
Комментарий: